Юный спасатель

«Юный спасатель». Спецвыпуск № 28 (194) 2007

Дер Юнге Спасатель - всегда готов!

Дер Юнге Спасатель - всегда готов!25 декабря в московской средней общеобразовательной школе с углублённым изучением немецкого языка №1294 прошел тематический проектный день «День Спасателя».

Эта школа находится в московском районе Богородское. Она не совсем обыкновенная. То есть, конечно, с точки зрения Министерства образования, обыкновенная средняя. Ну, подумаешь, специализация - иностранные языки, сколько их! Зато с точки зрения МЧС - это не обыкновенная средняя школа, а со спасательским уклоном. Впрочем, с какой точки зрения ни посмотри, факт налицо: ученики и преподаватели этой отдельно взятой российской школы обладают профессиональными навыками спасательской работы и при этом умеют говорить по-немецки. Можно, конечно, сказать и наоборот... Но лучше по порядку.

Накануне Дня Спасателя сюда отправился корреспондент газеты «Спасатель МЧС России».

8-30. Они назвали это Проектный День «День Спасателя». Они - это педагоги школы N1294 во главе с её директором, заслуженным работником образования Людмилой Салониной.

Всё началось с самого утра. В 8-45 по внутреннему школьному радио прозвучал тревожный сигнал «Внимание всем!» и громкоговоритель директорским голосом сообщил о том, как на одном из предприятий Восточного округа Москвы произошел выброс химических и отравляющих веществ.

«Облако аммиака движется в сторону школы! Никому не покидать класс! - продолжает взволнованно звенеть голос Людмилы Анатольевны Салониной. - Подготовить материалы для герметизации окон, вентиляционных решёток и дверей. Изготовить ватно-марлевые повязки!»

Во всех классах закипает работа. Тревога, конечно, учебная, зато проверочная комиссия по ЧС - самая настоящая. Вата, марля, липкая лента «скотч» - всё идет в дело для герметизации помещения и спасения жизни детей. Через час все должно быть готово. Судить будут строго: снимут баллы, приз не достанется! Классные руководители работают вместе с учениками, помогая и подсказывая, что и как нужно делать. Взрослые волнуются и переживают не меньше детей!

10-25. По школе носятся подростки с фотокамерами. Это работают десятиклассники из школьного пресс-центра. Им, как и мне, нужно постараться успеть везде. Нас представляют, но мы едва машем друг другу и разбегаемся каждый по своим делам. Вспоминая свою выпускницу-дочь, я их прекрасно понимаю. У старшеклассников всегда дел невпроворот: то выпускные экзамены на носу, то ЕГЭ этот... А ведь еще и к поступлению в вузы нужно готовиться!

11-00. В актовом зале собрались в кружок преподаватели немецкого языка. Они сидят на стульях и громко спорят, иногда вставляя в разговор немецкие фразы. Это идет заседание жюри. Обсуждаются проекты 9-х классов «Как организована служба спасения в Германии» и «Звонок в службу спасения» на немецком языке. Команды выступили дружно и слаженно, как и полагается спасателям, а вот мнения судей разделяются. - Нет, я лично считаю, что они продемонстрировали прекрасный немецкий язык! - горячится бородатый мужчина, учитель немецкого языка Виктор Леонидович Степанов.
- Извините! А как же быть с достоверностью и точностью?!! - возражает ему миловидная дама.
- Да чего там говорить? - вмешивается третья. - Этот ваш «пострадавший» лежал на носилках и все время хихикал! Считаю, нужно снять один балл!
- Коллеги, - рассудительно вмешивается завуч по иностранным языкам Надежда Евгеньевна Морохова, - я понимаю все ваши доводы, но время идёт. Давайте оценим весь этот артистизм, а также точность и достоверность по трёхбалльной системе, и - дело с концом! Кто за?

Я помню эту сценку. Макс Дорохин и Коля Малягин из 9-го Б решили рассказать, как работают спасатели в Германии, составили нужный текст и выучили его наизусть. Они ужасно волновались, но разыграли всё как по нотам.
- Халло. Это полиция? - по-немецки спрашивает Максим в трубку телефона.
- Халло! - отвечает ему Коля с вполне берлинским диалектом. Хир ист ди унфалль-полицайамт - Дежурный спасатель хауптманн Мюллер слушает. Что у вас случилось?
- Произошёл несчастный случай приезжайте скорее! - волнуется воображаемый бюргер Макс, свидетель происшествия.
— Где именно? Я записываю! Назовите точный адрес!
- На углу Хаупт-штрассе и Дюрер штрассе.
Дальше следует подробное описание на иностранном языке трагедии и раненных.

Я видел эти две страницы заковыристого немецкого текста со всеми их несносными предлогами, артиклями и неправильными глаголами. Выучить это - титанический труд! Потом, перейдя на русский, ребята хвастались, что после основательной спасательской подготовки, они запросто смогут остановить кровь и перевязать рану даже после пулевого ранения в шею! Почему-то я им верю.

Теперь иду в 1-й А, там мне обещали показать что-то интересное. Даже выделяют в качестве провожатого одиннадцатиклассника. Он в костюме Деда Мороза, видимо, тоже играл сцену про пожар на немецкой ёлке.

Детишки за столами с любопытством разглядывают группку старшеклассниц, а те, стоя у доски, увлеченно рассказывают малышне об основах спасения из курса ОБЖ. Девочки-подростки торжественными жестами напоминают стюардесс в салоне самолёта, с той лишь разницей, что пассажиры у них - совсем крошечные, и время от времени скандируют хором: «Да-а!» или «Не-ет!». К моему удивлению, первоклашки, чуть выше стула ростом, довольно правильно отвечают на все вопросы. Они уже сами знают, как правильно переходить улицу, можно ли ходить по тонкому льду и даже умеют надевать ватно-марлевые повязки.

В конце представления с боковой парты какой-то серьезный карапуз тянет руку и звонко вопрошает.
- У меня есть вопрос! Можно, Надежда Васильевна?
- Да конечно, Саша! - обрадованно всплескивает руками классная дама.
- А вот скажите, вы сами всегда выполняете те правила, о которых нам рассказывали?
Важные старшеклассницы оторопело переглядываются, сразу не найдясь, что ответить. Потом прыскают и начинают дружно кивать головами.
Саша усаживается и степенно складывает ручки на парте: «Спасибо. Я, в общем-то, так и думал..»

Решив с ним непременно поговорить, я пробираюсь через парты с вопросом типа «ай-какой-умный-мальчик-как-тебя-звать».
«Александр.., раздумчиво говорит юный ученик. - Меня зовут Александр... Мо-ке-ев... правильно пишется через О». Я машинально исправляю букву в своем блокноте и мучительно соображаю, о чём бы его спросить. Уж, по слогам-то этот мальчик - точно! читать умеет. Он крутит в руках ватно-марлевое защитное приспособление, затем бросает взгляд на мой блокнот и фотокамеру.
- А вы корреспондент? Видимо, улыбка на моём лице выглядит совсем глупой. Мне на помощь приходит учительница и классный руководитель Надежда Васильевна Шарий.
- Да Вы не смущайтесь, он у нас такой... знаете, очень смышлёный мальчик, хотя ему только 6 лет, - говорит она, словно оправдываясь.
«Это оно! Настоящее поколение индиго...» - думаю я про себя, в панике, и вдруг замечаю краем глаза, как из-за двери мне машет мой спаситель - Дед Мороз из 11-го класса! Облегчённо извиняюсь и поспешно ретируюсь. К интервью с серьезным малолетним гением я пока не готов!

12-00.
- Скорее, скорее... У нас же «Весёлые старты» уже к финалу идут! Вы должны это видеть! - Провожатый тянет меня в спортзал. Ничего особенного я там уже не увидел. Ну, шум, гам, свист, вой. В общем, все как обычно на стадионе.

Есть там, правда, тренер, только несолидный он какой-то. Учитель физкультуры Альберт Львович Браиловский. Ему за 70, а он все бегает, как мальчишка, с мячиком. Впрочем, и остальные учителя не лучше. Свистят, кричат, с учениками обнимаются, когда те в кольцо попадают. А ведь обещали мне настоящий скалодром показать! Правда, чего ж на него смотреть, если на нём уже и нет никого? Тьфу!!!

Заглядываю в актовый зал, а там - тоже битком! На сцене - реанимация полным ходом. В главной роли - заслуженный пострадавший МЧС и штатный сотрудник на балансе Центра «Юный эколог и спасатель» школы № 1294 робот-тренажёр «Гоша»! Вместе с ним еще какой-то пупс-статист. Все понятно, идут показательные выступления по «лайфрестлингу». Новый вид спорта - борьба за жизнь! Здесь почти все по-настоящему. По сценарию, бедный «Гоша» вместе с ребёнком «попали в ДТП» и теперь их откачивают юные спасатели из 6-го класса.
- У пострадавшего отсутствует пульс, его необходимо срочно реанимировать! - руководит процессом спасатель Катя Онасенко. - Делаем ему искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Проверяем пульс у ребёнка и прячем его под куртку, чтобы согреть!

По школьным правилам её звать Екатерина Вячеславовна, поскольку она - педагог дополнительного образования, и преподает в Центре «Юный Эколог и Спасатель» теорию спасения и медицину. К своим 20-ти годам она уже 2 года проработала волонтером в ПСО-3, чтобы стать настоящим профессионалом-спасателем. Теперь она на распутье: и без спасательских дежурств не мыслит своей жизни, и к школьникам прикипела.
- Мне всё это ужасно нравится! А как дети к нам бегут, это просто невероятно! - признается Катя.
- И ведь, для них всё это - добровольное посещение: хочешь - ходи, хочешь - нет!

Пока ждём прибытия почётных гостей из ВНИИ ГОЧС для награждения победителей, прогуливаемся по фойе и рассматриваем картинки с выставки. Мой новый провожатый - завуч по воспитательной работе и словесник по учительской профессии - Алла Алексеевна Петрова. Она рассказывает о том, как вся школа целый месяц готовилась ко Дню Спасателя. Младшие классы занимались исключительно творческой работой: смотрели мультики о работе спасателя по имени Спасик, а потом на уроках изобразительного искусства рисовали разные сценки из жизни спасателей. В результате сотни рисунков и живописных работ на тему спасательских подвигов всевозможных Спасиков залепили огромную стеклянную стену до самого потолка. Получилась целая выставка, ей и дали название - «Есть такая профессия - Спасатель».
- А Вы знаете, как это детей развивает? Нет, Вы не знаете! - грозно сверкает на меня стёклами очков завуч, словно бы я с ней спорил. А потом вдруг заразительно смеётся. - Да эти фильмы даже мне интересно было смотреть! Ох, спасибо нашим шефам из ГО и ЧС Москвы...

Я тоже хочу развиться и послушно всматриваюсь в детские рисунки. На одном из них - высоченное дерево, рядом - бравый человечек с растопыренными руками в синей униформе с буквами МЧС. От него, задрав хвост, убегает рыжий зверек с усами, а девочка с косичками радостно улыбается.
- Вот ваш котик! - Спасибо за всё! Вы самые храбрые! - И подпись: Данильян.
Неровные буквы явно выдают почерк первоклассника. Уныло вспоминаю, что я в этом возрасте рисовал танки со звездами...
А что, и ведь действительно, развивает. Сколько в этом доброты!

14-00. Алла Алексеевна отзывается на звонок мобильного телефона.
- Что? Как? Задержали на совещании?!! Ну, ничего, мы сейчас что-нибудь придумаем.
Она извиняется и мгновенно исчезает. Уже через пять минут я вижу её с гитарой наперевес, спешащую в переполненный актовый зал. Иду следом.
- Ну, что, ребята? Песни попоём? Потом необычный завуч еще сорок пять минут непринуждённо держит переполненный зал, в котором на столах давно благоухают призовые пироги с вареньем. То она распевает серьёзные песни бардов - от Егорова до Митяева, то на ходу переключается на какие-то речёвки, притопы-прихлопы, которые на удивление дружно подхватываются всей этой разномастной германо-спасательской школьной аудиторией. Уже позднее, я узнал, что у Аллы Алексеевны есть прозвище - «Замполит».

Напоследок мне удалось услышать два коротких мнения от вечно спешащих, и вечно занятых спасателей-профессионалов. После состоявшегося вручения призов, начальник управления ВАО Главного управления МЧС России по Москве Владимира Сергеевича Сченсновича, сказал, обращаясь к учителям и ученикам школы: «Вы - лучшие в нашем районе. Спасибо вам! Чем лучше вы работаете, тем меньше у нас будет работы! Желаю вам всем безопасных каникул!»

А заместитель начальника Главного управления МЧС России по Москве Александр Викторович Яковлев выразился еще точнее: «Для того, чтобы ТАК работать с детьми, нужно, прежде всего, огромное желание. В руках этих замечательных людей - судьба нашего подрастающего поколения. Мы просто будем распространять этот опыт по всей России!»

Так закончился необычный учебный день для учеников и учителей этой школы. Вместо того, чтобы, как все, чинно сидеть за партами, зубря партицип цвай или стоять у доски с указкой, объясняя плюсквамперфекты неправильных глаголов, вся школа вопила, галдела, топала, свистела, пела и танцевала, то есть, буквально ходила ходуном. А серьезные тётеньки и дяденьки учителя, вместо того, чтобы следить за порядком, во всём потакали своим воспитанникам. И куда только смотрит районное начальство и родительские комитеты?!
- Знаете, я и сама не ожидала, что все так здорово получится! - признаётся мне на прощанье Людмила Анатольевна. - Теперь мы будем проводить День Спасателя каждый год, уже решено! А следующий проектный день у нас будет посвящен европейской культуре. Так что, приходите, не пожалеете!

Зихер... Унбедингт, - внезапно всплывает у меня в голове. В переводе с немецкого это значит «Конечно! Всенепременно!»

Александр Лукьянчиков. фото автора

В этом году каждый первоклассник Москвы получил на День Знаний 1 сентября книжку-раскраску про спасателей. Мало кто догадывается, что она родилась в школе № 1294. Авторы идеи, реализации, включая рисунки, стихи и хождение по высоким кабинетам - коллектив учителей. Людмила Анатольевна Салонина, Лариса Алексеевна Видяпина и Антонида Васильевна Рогожникова. Они по праву могут собой гордиться: далеко не каждый автор бестселлера может похвастаться стотысячным тиражом!

Газета района Богородское

Газета района Богородское № 9 (92) 2007

Из Швейцарии - в Богородское за опытом

Из Швейцарии - в Богородское за опытомС каждым годом совершенствуется система образования в России. Неудивительно, что интерес к российскому образованию растет во всем мире. Со всех концов света едут к нам знакомиться с работой наших школ и вузов зарубежные коллеги.

И в нашем Богородском побывали европейские гости. В начале сентября преподаватели из высших и средних учебных заведений Швейцарии посетили школу № 1294 с углубленным изучением немецкого языка. Визит в одну из лучших школ Восточного округа Москвы явился своеобразным завершением культурного тура по Золотому кольцу России.

— Мы посетили множество школ в разных странах, — сказал Эмиль Балух, преподаватель швейцарской частной школы. — Конечно же, нас очень интересовало, что же изменилось в системе российского образования после перестройки. Интересно было узнать, какие возможности у ваших учащихся. Посмотреть, какие лица у ваших школьников, как улыбаются ваши ребята. Кроме того, мы планируем посетить несколько уроков и обменяться мнениями по поводу увиденного и услышанного.

С историей и достижениями школы № 1294 зарубежных гостей познакомила директор школы Людмила Салонина. О системе образования в российских учебных заведениях швейцарские преподаватели узнали из увлекательного доклада завуча Надежды Мороховой. А после небольшого концерта, в котором участвовали учителя, ученики и творческие коллективы школы, посетили уроки математики и немецкого языка в средних классах и занятия в начальных. Ребята показали прекрасное знание предметов, а семиклассница Настя Устругова взяла на себя роль переводчика на уроке математики.

— Нам очень понравились не только сами уроки, но и теплые и доверительные отношения между учителями и учениками, — поделились с нами своим мнением зарубежные преподаватели. — Такая атмосфера на уроках способствует сотрудничеству и хорошей работе. Кроме того, многие наши коллеги отметили, что ученики этой школы воспитаны значительно лучше своих швейцарских сверстников. И это не удивительно, ведь школа № 1294 известна своей хорошей репутацией.

А в завершение встречи зарубежные гости и преподавательский коллектив школы выразили надежду, что подобные встречи станут традицией.

Лариса Лопатина

Газета района Богородское

Газета района Богородское № 9 (92) 2007

Учебная тревога

Учебная тревогаСолнечным днем 11 сентября жители Глебовской улицы были встревожены не на шутку. И действительно - из окон школы № 1294 валил черный дым. По крыше метался не успевший покинуть здание человек. На спортивной площадке столпились эвакуированные из школы дети и взрослые. С двух сторон к зданию спешили пожарные машины. Периодически вспыхивающее пламя сразу же тушат из огнетушителей. По школьному двору торопливо ходят сотрудники МЧС.

«Что происходит? — недоумевают любопытные граждане, собравшиеся у забора школы. — Пожар? Террористический акт? Повторение американских событий 11 сентября?»

Не волнуйтесь, граждане. Это учебная тревога, являющаяся практической частью совещания директоров Восточного округа на базе ГОУ СОШ № 1294 «Проведение пожарно-тактического учения по тушению пожара и связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ в четырехэтажном здании средней общеобразовательной школы с углубленным изучением немецкого языка № 1294». В совещании приняли участие заместители начальника Восточного окружного управления образования Александр Захаров и Сергей Шандрук.

К сожалению, школы, куда мы ежедневно отправляем своих детей, не застрахованы от возникновения пожаров или каких-то нестандартных ситуаций. Поэтому в московских школах приняты все меры по их предупреждению. В этом году закончены работы по оснащению школ пожарной сигнализацией с передачей сигнала на пульт «01». Во многих учебных заведениях введена должность заместителя директора по безопасности. Все 74000 московских первоклассника получили 1 сентября подарок «Юный спасатель» (книжка-раскраска, папка, набор карандашей), создателями которого, кстати, являются педагоги школы № 1294.

И решение провести совещание и обучение директоров по организации эвакуации именно в этой школе неслучайно. С 2000 года в школе работает центр «Юный эколог и спасатель». Школа является базовой основой для трех городских экспериментальных площадок, и одно из них является «Система детской безопасности в условиях мегаполиса». О такой специализации школы рассказала собравшимся директор школы Людмила Салонина. А юные спасатели под руководством преподавателя ОБЖ Сергея Борисова продемонстрировали те самые умения и навыки по оказанию первой помощи условно пострадавшему, его грамотной эвакуации с места происшествия. А затем взяли слово работники МЧС. О важности проводимого учебного мероприятия свидетельствовал и состав приглашенных гостей: начальник управления ВАО ГУ МЧС по г. Москве полковник Владимир Сченснович, начальник первого регионального отдела государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по г. Москве Николай Фомичев, ВРИО зам. начальника управления ВАО ГУ МЧС России по г. Москве подполковник внутренней службы Сергей Некрасов, начальник службы пожаротушения ВАО ГУ МЧС России по г. Москве полковник внутренней службы Александр Шошин.

В рамках совещания был показан фильм «Пожары» с анализом происшедших трагедий и выводами о том, что нужно было сделать в первую очередь, чтобы избежать страшных последствий. Вспомнили и о недавних пожарах в школах Восточного округа. В связи с этим руководителям учебных заведений были даны предметные рекомендации.

По окончании совещания участники были грамотно эвакуированы из актового зала на спортивную площадку, где после сигнала тревоги стали развиваться события, так взволновавшие жителей соседних улиц. Пожарные машины из 12-й, 22-й и 122-й пожарной частей выстроились у стен школы. У каждого пожарного расчета была своя задача. С 50-метрового подъемника машины 122-й пожарной части эвакуировали человека, находящегося на крыше школы. «Спасение» его сопровождалось бурными аплодисментами. Также производилось тушение пожара на крыше лафетным стволом коленчатого подъемника (а страшный черный дым, клубами выбивавшийся из окон третьего этажа, производился с помощью дыммашины). Была продемонстрирована и работа огнетушителей. А бойцы 5-го отряда МЧС облачались в спецформу соответственно нормативам. Когда условный пожар был потушен, ребятам было предложено подойти к пожарным машинам и рассмотреть их, чем они немедленно воспользовались.

На память об учениях сотрудники МЧС преподнесли в дар школе старинную пожарную каску.

— Условный пожар потушен, — подытожил начальник службы пожаротушения ВАО ГУ МЧС России по г. Москве полковник внутренней службы Александр Шошин. — Учения прошли хорошо. А для детей — и познавательно, и наглядно, и интересно.

Через неделю, 19 сентября, подобные учения будут проведены в каждой школе Восточного округа. Как было бы здорово, если бы пожарные машины приезжали в школы только по учебной тревоге!

Диана Динарова

Газета района Богородское

Газета района Богородское № 7 (90) 2007

Пятикратный юбилей

Пятикратный юбилейКаждый школьник знает заветную дату дня рождения любимого учителя. А если в один месяц сразу несколько учителей празднуют свои юбилеи - это, поистине, событие вселенского масштаба. По крайней мере, районного - уж точно.

Сразу пять учителей школы № 1294 отметили «круглые» даты и этом месяце. И несмотря на то, что о возрасте дам не принято говорить, мы по секрету сообщим, что семьдесят лет исполнилось Фаине Вайнштейн, шестьдесят — Валентине Иконниковой, Елене Суминой и Валентине Поплавской и пятьдесят - Екатерине Пучковой.

Чествовали юбиляров в уютном школьном актовом зале. Море цветов и приятные — большие и маленькие, но приготовленные с искренней любовью, — подарки (от коллег, учеников и выпускников). Добрые слова в адрес юбиляров произнесла директор школы Людмила Салонина. А ученики и учителя устроили весёлый праздничный концерт с песнями, танцевальными номерами и персональными признаниями в любви.

Кому же признавались в любви в тот жаркий день 30 мая?

Конечно же, легендарной Фаине Иосифовне — учителю немецкого языка, пришедшей в эту школу в 1965 году и с тех пор ни разу ей не изменившей. Хочется отметить, что именно при ней школа с 1966 года стала специализироваться по немецкому языку.

Елена Сумина и Валентина Иконникова — тоже преподаватели немецкого языка. Обе работают и школе более сорока лет, а Валентина Ивановна начинала свой трудовой путь, работая здесь старшей пионервожатой.

— У нас очень сплочённый педагогический коллектив. А объединение учителей немецкого языка всегда было дружным, — рассказывает психолог школы Марина Олейникова, окончившая школу № 1294 (тогда № 66) в 1980 году. — Например, в семидесятых годах в нашей школе с «немками» связывали понятие «стиль» — в работе, одежде, манере держаться.

— Знания, полученные здесь, мы пронесли через всю жизнь. Они помогли нам утвердиться и состояться в профессиональной деятельности, несмотря на то, что образование мы получали в различных ВУЗах Москвы, - так говорят выпускники школы № 1294.

А Валентина Поплавская во время концерта находилась не в зале, как все остальные именинники, а на сцене. Ведь она — учитель музыки, и устраивать праздники для неё — тоже работа. Причем, любимая. Валентина Ивановна из тех людей, которые считают, что красота спасёт мир. Она твердо уверена, что тот, кто занимается музыкой, не способен на плохие поступки. Поэтому все её ученики — замечательные добрые люди и талантливые музыканты.

К Екатерине Пучковой, учителю начальных классов, за советом приходят не только ученики и выпускники, но и учителя. Эта милая скромная женщина не только знающий педагог, она ещё и настоящий друг, способный поддержать в трудную минуту.

На праздничном банкете было сказано немало тёплых слов и пожеланий. И наша редакция присоединяется к поздравлениям.

С днём рождения, дорогие наши учителя!

Татьяна Мамина

Газета района Богородское

Газета района Богородское № 5 (88) 2007

Das Deutsche Sprachland

Das Deutsche SprachlandДалекий 1965 год... Страна уже не только поднялась и оправилась от ран Великой Отечественной - она дышала полной грудью. И задавала темп этой насыщенной жизни Москва - столица и сердце Советского Союза.

Во всю силу работали фабрики, заводы, глобальная стройка давала москвичам всё новые дома, поликлиники, детские сады...

Именно тогда в Богородском открылась новая школа № 66. Это, казалось бы, незначительное событие положило начало целой эпохе - почти полувековой истории одного из самых заметных учебных заведений города.

Обычная на первый взгляд, эта школа отличалась тем, что ряд предметов здесь преподавали на немецком языке. Создатели вложили в неё не только научную — серьёзную, сильную - основу, но и невероятную почти духовность. Пожалуй, именно эта сила помогла маленькой школе пережить трудные перестроечные времена, что называется, на взлёте: в 1992 году она «сменила фамилию» и под номером 1033 переехала в новое здание. Это стало стимулом к ещё более стремительному развитию, к ещё более обширному поиску — путей, решений, интересов. И в новый век сумела войти в новом статусе — школы с углубленным изучением немецкого языка № 1294.

Как учат

Представьте себе небольшую армию из шестисот ребятишек, которые спокойно общаются на немецком. Трудно представить? А в этой школе всё именно так. В двадцати двух классах семьдесят учителей работают почти с тысячей юных богородцев, ведя их за собой по извилистым коридорам всечеловеческого знания. И даже первоклашкам открываются двери в волшебную «Дойчландию». Через пять лет каждый из них начинает учить английский, а семиклассники могут овладеть и третьим языком — французским. Но это уже если только очень захочется стать таким вот мини-полиглотом.

Для всех учеников здесь существуют спецкурсы «Техника перевода», «Деловой немецкий», «Страноведение», «Немецкая литература». А особо инициативные и стремящиеся к знаниям могут попробовать сдать экзамен на языковой международный сертификат (DSD). С ними будет работать программный учитель из Германии.

Кстати! Этот экзамен был введен в 1972 году Конференцией министров образования федеральных земель Германии для учащихся за рубежом. Ежегодно его сдают школьники более чем из сорока стран мира. Школа № 1294 входит в состав двадцати трёх российских школ, получивших право проводить экзамен на «Диплом немецкого языка». Этот диплом признается всеми высшими учебными заведениями Германии как показатель уровня владения немецким языком, необходимого для обучения в германских университетах.

Готовиться к экзамену ребята начинают в девятом классе. И помогают им в этом учителя из Германии и высококвалифицированные российские педагоги, прошедшие специальный курс обучения. Нетрудно понять, какие фундаментальные (ни больше и не меньше!) знания вкладывают они в толковые головы наших ребят. А для того, чтобы эти знания «не развеялись по ветру» во время летних каникул, уже в мае ведётся подготовка десятых классов к языковой и трудовой летней практике. А проходит она не где-нибудь, а в немецких фирмах, имеющих свои представительства в Москве.

Кто учит

Учителей немецкого языка в школе восемнадцать. Примечательно, что семь из них выпустились когда-то из этих же стен. С гордостью смотрят здесь на «своих» ребят, которые вернулись в родные классы, хоть и сидят они теперь не за партой, а за учительским столом и стремятся постичь секрет многолетнего успеха своих умудренных опытом коллег. Благо что им есть на кого равняться, есть с кого брать пример, есть к кому прийти за советом: многие учителя работают здесь практически с момента основания школы. Фаина Вайнштейн, Галина Горманюк, Валентина Иконникова, Татьяна Смирнова, Елена Сумина, Людмила Степанова — именно они и сделали школу такой — лучшей в городе, уникальной в своем роде. Отдав значительную часть своей жизни школьным звонкам, шумным переменам, пёстрым тетрадкам, эти удивительные люди по-прежнему любят свою профессию, по-прежнему полны энтузиазма. Они с удовольствием передают знания ученикам, осваивают и разрабатывают новые методики преподавания. Поэтому, видимо, школе и оказывает хорошую поддержку институт им. Гёте. Учителя пользуются его библиотекой, принимают участие в семинарах, проходят стажировку в Германии.

Кстати! Руководит этим блестящим коллективом директор Людмила Салонина — человек поистине уникальный. Среди её многочисленных наград - «Грант мэра Москвы в области образования», высочайшая награда МЧС России — «За заслуги». В 1999 году, 23 сентября, в школе прошли показательные выступления спасателей. Ребята заинтересовались, и в итоге 18 апреля 2001 года открылся центр «Юный эколог и спасатель». Выставки и призовые места, походы и выступления уже самих учащихся...

Преданные делу учителя — это, можно сказать, вообще визитная карточка школы. Стоять на месте — это им не интересно. Совершенствоваться — это более чем естественно. И в средней, и в начальной школе с ребятами занимаются талантливые педагоги. И высшая квалификация большинства из них — это лишь дополнение к исключительным человеческим качествам каждого, кто держит в руках классный журнал. Доброта и понимание, уважение к личности и строгая справедливость — об этом многие годы вспоминают выпускники, об этом они говорят, когда речь заходит об их ученическом детстве.

Между странами

Берлин. Кетвиг. Штутгарт... С 1974 года школа № 1294 принимает участие в школьном обмене. А семнадцать лет назад был установлен довольно тесный контакт с германской гимназией им. Ф. Ляйхт. Уезжая, ребята не просто практикуются в языке, но и имеют возможность окунуться с головой в «другую» культуру, попробовать прийти к пониманию «другого» характера. Кстати, немецкие школьники перед отъездом из Москвы пишут отзывы-сочинения о том, что дала им поездка в Россию. И наблюдать за тем, как меняются их мнения, их представления о «непонятной русской стране», бывает порой очень интересно.

Кстати! С 1996 года ГОУ СОШ с углубленным изучением немецкого языка № 1294 принимает участие в бесплатной международной программе «Мир без оружия», организованной по инициативе д-ра Петера Гебеля. Цель программы — «совершенствование коммуникативной и социокультурной компетенции учащихся старших классов». Другими словами, ребята получают возможность обучаться в гимназиях ФРГ, проживать в германских семьях на правах члена семьи. По итогам поездок ребят за границу всегда проводятся очень интересные пресс-конференции, фотовыставки, а школьный сайт пополняется новым материалом. А стать главным героем этих событий почти не трудно. Нужно только пройти конкурсный отбор и подготовиться к поездке.

Подготовленным себя школьник может считать, если в течение года он принимал активное участие в обсуждении возможных конфликтных ситуаций в семье, изучал правила поведения с учётом особенностей общественной и культурной жизни, выполнял письменные домашние задания, которые помогают выявить индивидуальные личностные особенности каждого подростка. Получилось — и ты уже в другой стране, и перед тобой уже масса нового, незнакомого, но всё-таки близкого и понятного...

Например, в этом году делегация из Штутгарта прибыла в Москву первого мая, а второго их уже торжественно встречали в актовом зале школы № 1294 учителя, ученики, ансамбль «Орнамент».

Внеклассная работа

Школа активно участвует в самых разнообразных мероприятиях. Например, городской конкурс «Баварские мотивы». Надо ли говорить, что презентация проекта (одна из основных номинаций) проходила на немецком языке? Ребята из 1294-й заняли третье место в городе!

Кроме того, школа является базовой основой для трёх городских экспериментальных площадок. Здесь и безопасность жизнедеятельности вкупе с информационными технологиями, и экологическое образование, и даже «формирование умений и навыков поведения в условиях городских рисков». Так что все более чем серьёзно!

От серьёзных дел ребятам помогает отдохнуть отлично поставленная культурно-досуговая программа, которая включает в себя широчайший спектр самых разнообразных занятий.

Кстати! Образцовый детский хореографический ансамбль «Орнамент» заслуживает отдельной истории. Основан он был в 1974 году. Сейчас в нём занимается классическим, народным и современным танцем приблизительно семьдесят человек. Ансамбль является дипломантом и лауреатом многих конкурсов, среди которых «Юные таланты Московии», «Хрустальная капелька», Танцевальный марафон в Сокольниках. В этом году дети были на фестивале «Рождественская карусель» (Дагомыс), где ансамбль стал лауреатом I и II премии. Ребята ездят на фестивали и в другие страны, такие как Финляндия, Швеция, Болгария, Чехия. Руководитель ансамбля - Светлана Жарова, педагоги — Мария Самохвалова и Вера Родионова.

Есть здесь и мини-школа — своеобразные курсы для дошкольников. Программа рассчитана на два года. Начать заниматься детки могут либо с четырёх, либо с пяти лет. И беспокоиться о том, что малышам придётся постигать учебную программу первого класса, не стоит: все здесь направлено на развитие ребёнка. Конструирование, математика и логика, развитие речи, подготовка к обучению грамоте, ритмика, музыка, развитие творческой деятельности, подготовка к обучению немецкому языку — вот чем занимаются дошколята в мини-школе два раза в неделю с 16.00 до 18.30. Первый год — каждые двадцать минут, второй год — каждые тридцать. И обязательно для них устраиваются музыкальные паузы. Нравится и детям, и родителям (доказательство последнего — благодарственное письмо на имя директора после посещения открытого урока).

Каждая школа - особенный мир со своими традициями и законами. Школа № 1294 - уникальный случай. Международное сотрудничество? Без проблем! Конкурсы? Фестивали? Легко! Сделать из простого московского шалопая-малыша достойного гражданина России? Трудно. Но с тем умением, с тем энтузиазмом, с мудростью и опытом, которые так свойственны этим знающим, терпеливым, влюбленным в профессию педагога людям из 1294-й, - иного просто нельзя и представить.

Надежда Колесникова

Газета района Богородское

Газета района Богородское № 5 (88) 2007

О важном - вслух

О важном - вслухЭтой весной в школе № 1294 прошла очень интересная конференция на тему «2007 год - Год ребёнка». Посвящена она была проблемам современной молодёжи.

Ученики одиннадцатых классов (а именно для них и было организовано мероприятие) рассуждали о наркомании, подростковой проституции, курении.

Участники разделились на группы: одни выступали в роли депутатов, другие — акушеров-гинекологов, третьи — логопедов и т.д. Кто-то писал доклады, а кто-то готовился к их обсуждению. Выступавшим задавали вопросы, затем была организована дискуссия.

Во время конференции работали фотограф, репортёр и оператор, задававшие участникам вопросы и обсуждавшие с гостями поднятые проблемы и будущее молодёжи.

Ведущие комментировали выступления. Ребята, которые вызвались сидеть в жюри, оценивали доклады. Баллы начислялись за актуальность темы, за то, насколько она была раскрыта и как была представлена. В конце конференции был определён победитель.

Первое место заняли ученицы 11 «Б» класса Катя Матвеева и Катя Тарасова, рассуждавшие на тему наркомании. По мнению большинства, у школьной молодёжи 1294-й не так много проблем. Есть только одно замечание — многие из старшеклассников курят на территории школы, показывая плохой пример младшим классам. Над этим стоит задуматься! Организаторы (завуч по воспитательной работе Алла Петрова и учитель обществознания Ирэна Торчуа) были довольны проведённой конференцией и впредь решили чаще проводить подобные мероприятия, ведь они способствуют сближению учеников и учителей.

Надежда Колесникова

Газета Московский комсомолец

МК суббота 20 января 2007

Георгий бедоносец

Георгий бедоносецГеоргий каждый день падает с многоэтажек, его сбивает грузовик, он тонет, его бьёт током. И умирает он по нескольку раз за сутки. Особенно часто, когда помощь ему оказывают новички-курсанты Всероссийского центра полигонного обучения, где Гоша работает учебным пособием. Вплотную познакомиться с уникальным роботом и научиться с его помощью спасать людей решил корреспондент "МК".

"Он наверняка умер бы от вашей помощи"

Во Всероссийском центре полигонного обучения навыкам оказания первой медицинской помощи после несчастного случая или теракта обучают личный состав спасательных служб МЧС, МВД, медиков, военных, энергетиков. Приходят сюда и люди с улицы. Такие, как я. За несколько дней мне предстояло пройти курс молодого бойца и научиться действовать в экстремальных ситуациях. Честно говоря, не верилось, что через несколько дней я смогу профессионально оказывать помощь людям с ранениями шеи, поражениями глаз агрессивной жидкостью, ожогами, травматическими ампутациями, повреждениями костей таза после падений с высоты. Вид учебного зала напоминает медучреждение: на стенах информационно-учебные схемы оказания первой медпомощи, на полу — носилки, вакуумные матрасы, из тумбочек торчат грелки, бинты, жгуты, транспортные шины, шприцы. Нашлись здесь даже реанимационная кровать и дефибриллятор. Рядом с медицинским оборудованием разбросаны резиновые тела роботов-тренажёров. Как взрослых, так и младенцев.

Главный герой в компании — робот-тренажёр Георгий. Если ему больно, он начинает плакать, издавая жалостные стоны. Если ему ломают кости или он умирает — на его теле загораются яркие лампочки. Если Гоша заплачет во время экзамена или на финише у него загорится "смертельная" лампочка, спасателя оштрафуют на несколько минут или снимут с этапа.

В моей группе — медики и спецназ. Всего человек тридцать. Они будут учиться две недели. Меня определили к двум силовикам. Видно, что ребята, в отличие от меня, что-то уже умеют. Пока тренер разъясняет азы первой медицинской помощи, кажется, всё легко и просто. Но боевое настроение улетучивается после оглашения первого задания:

Задача №1. Человек упал с 12-го этажа. Лежит неподвижно, в позе лягушки. В коме. Ваши действия? Пожалуйста, команда, приступайте, — обрекает пострадавшего на верную гибель тренер, вызывая на площадку команду, в составе которой и я.

Судорожно вспоминаю, о чём 15 минут назад говорил инструктор. Кажется, если человек находится в позе лягушки, ему под ноги нужно подложить валик. А если в коме — перевернуть на живот. Потом проверить пульс... Но что делать сначала? Оказалось, что проверять пульс не умею; как подкладывать валик под переломанные ноги, чтобы Гоша предательски не завопил от боли, — не знаю. И вообще: где взять валик? А от мысли, что несчастного с вывернутыми ногами придётся переворачивать на живот, стало нехорошо. Пока я металась то к голове, то к ногам Гоши, боясь прикоснуться к резиновому телу, спецназ проверил пульс, аккуратно перевернул на бок пострадавшего, подложил валик под ноги, вколол обезболивающее лекарство. На всё про всё у них ушло не больше минуты. — Да, спецназ поработал неплохо. А вам, Дарья, с такими знаниями лучше пройти мимо несчастного. Пострадавший наверняка умер бы от вашей помощи, — комментирует тренер. — Зачем вы дёргали его голову? Хотели таким способом перевернуть на живот? В боевиках так сворачивают врагам шеи...

Три сломанных ребра

На следующий день я сидела и ждала своего выхода с замиранием сердца. Что на этот раз? Слово "реанимация" звучит как гром среди ясного неба. Чувствую, что на это задание опять вызовут мою команду. Интуиция не подвела: к утопленнику Гоше вызывают мою команду. Один спецназовец делает непрямой массаж сердца, второй вдыхает воздух в лёгкие Гоши. Парни не рискуют, дают мне простое задание: поддерживать ноги утопленнику, чтобы улучшилось кровообращение. У меня получается. По команде "смена!" отползаю к голове пострадавшего, через марлевую повязку вдыхаю воздух в лёгкие робота. Такое ощущение, что грудь Георгия — из гранита. Снова набираю воздух.

Если грудь Георгия и на этот не возрадуется и не замигает голубая кнопка, сигнализирующая об удачной попытке оживить человека, потеряю сознание. Видя, что толку с меня — как с козла молока, меня отправляют на непрямой массаж сердца. Учитывая неудачный опыт вдохов, распрямляю плечи и со всей дури начинаю качать. На счёт "два" на рёбрах Гоши начинают мигать три красные лампочки.

— Спасибо. Вы переломали потерпевшему все рёбра, — слышу сзади голос инструктора...

Экзамен

Экзамена боятся все. Не только новички, но и профессионалы, чья работа напрямую связана со спасением людей. Условия жёсткие. Команда из трёх человек в течение 10 минут должна оживить Гошу, его боевую подругу Глашу и младенца Гаврюшу. Ситуации разные. На этот раз предстояло спасти пострадавших после теракта.

— Гошу отбросило взрывной волной. Он лежит без признаков жизни. После реанимации к Гоше возвращается сознание и появляются признаки повреждения костей таза, — озвучивает задание инструктор. — Глаша в сознании. Она жалуется на сильные боли в области правой голени, есть признаки открытого перелома. У младенца есть пульс, но он без сознания, — заканчивает тренер.

По команде "марш!" мы врассыпную разбегаемся к роботам. Спецназовцы хватают носилки, вакуумный матрас и бегут к Гоше, я беру тёплое одеяло и мчусь к Гаврюше. Проверяю пульс, переворачиваю его на живот, похлопываю по спине, освобождаю дыхательные пути, закутываю в одеяло и прижимаю к своему телу. Передаю младенца тренеру. Задание выполнено. Отдав младенца, хватаю валик для переломанных ног Гоши и спешу к своим коллегам, которые тем временем проводят комплекс сердечно-лёгочной реанимации. Через несколько минут зрачки робота расширились, сердце забилось. А главное — рёбра остались в сохранности. Подложив под переломанные ноги валики, перекладываем Гошу на вакуумный матрас, а затем переносим на носилках. Осталась Глаша. Аккуратно накладываем шину, перекладываем на носилки и спешим к финишу.

Задание мы выполнили за пять минут. Прекрасный результат. Но позже выяснилось, что мы забыли положить холод к ногам Глаши, не спросили у неё об аллергии и не сделали обезболивание. В качестве штрафа нам накинули две дополнительные минуты. Но даже со штрафными минутами мы уложились по времени.

— Поздравляю вас с успешной сдачей экзамена, — улыбнулся инструктор. — Но учтите, что вы попали. Как человек, обученный навыкам оказания первой медицинской помощи, вы теперь просто не имеете права пройти мимо пострадавшего.

Дарья Ведотова